Гармонические движения и позы в танце
Одними из основных средств выразительности танца можно назвать гармонические движения и танцевальные позы.
Задачей любой школы танца является воспитание у будущего танцора способности к исполнению движений выразительно. Движение способно обрести мышечную энергию, которая может заразить зрителей там, где энергию обретает породившая ее мысль. При отсутствии этого движение так и останется обычным физическим актом, не элементом танца, а просто движением.
Если танцор выучил танцевальные движения, это еще не означает, что он овладел языком танцевального искусства, которое рассматривается в данном случае как средство образного хореографического мышления. Важно научиться осваивать все смысловые лексические понятия, в чем заключается основной принцип обучения языку танца.
Танцевальную лексику можно рассматривать как систему обобщенных и абстрагированных естественных жестов человека и его движений, которые «ограничены» определенными рамками, в первую очередь, выражающими эмоциональное отношение человека к действительности. Это положение можно отнести к одному из принципов воспитания выразительности танца.
Основной речевой единицей танца можно считать позу. Поза в танце — своего рода жест, который вытекает из выразительно выполненного и осмысленного действия, однако это такой жест, в котором участие принимает все тело танцора. Основа танцевальной выразительности состоит в восприятии позы как жеста, а жест, в свою очередь — это яркое проявление, пластическая эмоция, отношения, чувства.
Любое движение можно сравнить с иероглифом, имеющим свое собственное, особое значение, т.е. любое движение поддается расшифровке породивших его смысловых импульсов.
Таким образом, чтобы воспитать танцевальную выразительность, танцора нужно направлять на достижение жестуальности как пластического состояния-установки, основанной, с одной стороны, на импульсе-эмоции, которая возбуждается благодаря актерской психотехнике, а с другой — на ощущении выполнения движения осмысленным, управляемым сознанием.
Только после того, как танцор освоит канонические позы и позиции, ему можно приступать к «окрашиванию» их выполнения определенными чувствами, настроением в соответствии с музыкальными интонациями. При этом положение корпуса, головы танцора и направленность его взгляда должны «интонировать» в сочетании с эмоциональной мимикой как «жеста» его лица, которая является ярким и однозначным проявлением чувства.