Пространственный рисунок, композиция
Пространственным рисунком и композицией можно назвать творческое построение отдельных соединений и элементов под музыку. Определение рисунка и построение пространственной композиции танца играет немаловажную роль в процессе создания хореографического языка всей танцевальной композиции.
Рисунок и хореографические движения танца имеют тесную взаимосвязь: рисунок оказывает влияние на процесс отбора тех или иных комбинаций хореографии. Несмотря на то, что эти хореографические комбинации способны откорректировать уже выстроенный танцевальный рисунок, определение этого рисунка все же первично, а хореографическая лексика — вторична.
Рисунок танца, в свою очередь, зависит от строения материала музыкального произведения, которое лежит в основе хореографической композиции, находящейся в процессе сочинения. Прослеживается тесная взаимосвязь между рисунком в танце и динамическими оттенками фразы в музыке, с артикуляцией, с направлением и строением движения мелодичной линии, всегда имеющей свой рисунок. Совокупность мелодий «вверх, вниз, на месте» и определяет понятие этого мелодического рисунка.
За мелодическим рисунком должен следовать рисунок танца. Например, повторяющийся звук предполагает незначительное перемещение на сцене или же движение на месте, при восходящем движении мелодии, как правило, следует продвижение вперед, а при нисходящем — отступление назад. Создавая пространственную композицию, необходимо помнить о том, что в основе логики построения танцевального рисунка должна лежать логика построения музыкального материала.
При выстраивании пространственной композиции следует стремиться к заполнению сценической площадки по максимуму, то есть использовать по возможности все точки пространства сцены при условии отсутствия противоречий в отношении драматургического решения хореографической композиции. Кроме того, важно суметь определить все кульминационные моменты драматургической линии, взяв за основу проведенный ранее анализ музыкального материала.
В рисунке танца должно отражаться поведение персонажа, его внутренняя и внешняя характеристика. Поэтому при выстраивании пространственной композиции важно поставить перед собой задачу, которая должна заключаться в определении траектории сценического перемещения одного или нескольких персонажей.