Танцуем буто
Буто относится к направлению современного японского танца. Этот танец возник под влиянием деятельности танцевального коллектива «Танец тьмы» во главе с хореографом Тацуми Хидзиката.
Затем, благодаря совместной работе нескольких японских групп, формируется специфический стиль танца буто, в котором объединились многие хореографы, музыканты, кинематографисты, фотографы. Сегодня это направление танца получило широкое распространение.
В стереотипном представлении внешнего вида исполнителей танца буто все артисты должны иметь бритые головы и наложенный на их лица белый грим. Однако это ошибочное мнение. Главным в этом вопросе остается лишь то, насколько само исполнение танца будет соответствовать философии буто и его эстетике.
В этом танце нет никаких прыжков или вращений. А иногда для него характерно полное отсутствие каких-либо движений — просто сохраняется положение, присед или стойка без малейшего проявления намерения снова когда-либо встать.
В философии буто прослеживается его четкая связь с эзотерическими направлениями религии буддизма, а истинный смысл этого танца непонятен и скрыт от непосвященных. Существует мнение, что на буто оказали влияние последствия атомных взрывов, произошедших в Хиросиме и Нагасаки, однако это не так.
В буто делается акцент на тело как таковое. В основу техники танца заложена рассеянная, немного искаженная пластика, словно распадающиеся в пространстве движения. А более древние истоки прослеживаются во внутренней сосредоточенности и некой спокойной созерцательности танца, а также в его замедленности.
Исполняя буто, танцор проявляет стремление слиться с природой, обращается к чувствам зрителей, а не к их рассудку. Тело в танце уподобляется сосуду, требующему опустошения, освобождения от всего лишнего для последующего наполнения его чем-то новым, инородным, чужим, будь то дух сухого листа или дерева. При этом красота тела теряет всякое значение.
Этапы эволюции танца буто:
Первое поколение — классическое буто. Отличительными его чертами является подчеркивание анти-техничности, а также протест против существующих норм.
Второе поколение — современное буто. Отличается избавлением от специфических японских черт, которые были унаследованы от первого поколения.
Третье поколение — постмодернистское буто. В этом буто перестают использовать белый грим.
Четвертое поколение — пост-буто. Рассматривается как одно из направлений современного танца.