Темп и ритм движений при танце
Всем танцевальным движениям присущи определенный темп и ритм.
Темп движения можно охарактеризовать как меру временную, связанную с частотой движения, которая обусловлена природой и структурой самого движения, а также характером музыки. Чем движение шире, протяжнее, тем темп меньше, и наоборот.
Ритм движения также является мерой временной, но связанной с продолжительностью исполнения отдельных частей движения (фаз).
Все движения в танце делятся на отдельные части — фазы. Сначала идет подготовительная фаза, за ней — основная, затем — кульминационная и завершающая. Ритм можно определить как для целого движения, так и для отдельной его части. Заданные темп и ритм настраивают на само движение, а уже их непосредственное исполнение помогает в управлении скоростью, с которой работает мышечный аппарат.
В основу движений заложена ритмическая организация. При изменении внутренней ритмической основы нарушается структура всего движения. Кроме того, с помощью ритма происходит передача эмоционального состояния образа или героя (гнев, порывистость, нежность, отчаяние и др.).
В ритм танца еще с древних времен закладывался особый мистический смысл, между ритмами природных явлений и изменением условий жизни была установлена взаимосвязь. А поскольку ритм является основой первоматерии, то его нарушение может привести к нарушению порядка во всей Вселенной.
В каждом танце есть свой ритм, и это различие между ними можно проследить на примере отдельных танцев народов мира.
Ритм африканских танцев оказывает на нас возбуждающее действие, он способен пробудить первобытные инстинкты, давно забытые нами в условиях цивилизации. Вливаясь в ритм первобытной природы, мы может вновь почувствовать единение с ней.
Ритм испанского танца Фламенко воздействует на волевой и эмоциональный центры, он способствует внутреннему переживанию невероятного накала чувств.
Зажигательные движения цыганского танца позволяют выработать независимость, свободу и уверенность.
Ритмика русского танца демонстрирует широту души, жажду жизни. Центром таких коллективных танцев и хороводов принято считать духовный энергетический центр. Для воссоздания гармонии и порядка необходим центр — точка, концентрирующая все силы.
Шаманские танцы во главе с шаманом, выступающим в роли экстрасенса, превращаются в коллективную медитацию с призванием духов трех миров. В этом танце действует все — удары ног, линии тела, хлопки и пр.