Танец модерн
Танец модерн основан на отвержении всех традиционных балетных форм. С момента своего появления (конец 19-го — начало 20-го веков) он поменял несколько названий, например, свободный танец, дунканизм, выразительный танец, абсолютный, новый и другие. Но термин «танец модерн» прочно закрепился за этим направлением.
Его создатели преследовали цель создать совершенно новую хореографию, которая бы соответствовала эмоциональным потребностям современного человека. А это достигалось бы отказом от общепринятых канонов и условностей, созданием новых способов выразить пластическими средствами свои эмоции. В итоге были придуманы совершенно новые технические приемы, показывающие полную независимость от существующих традиций.
Хотя идею полностью отойти от классических балетных форм так и не получилось воплотить. Оказалось, что все мельчайшие особенности человеческих чувств и переживаний возможно передать освобожденными от условностей жестами и движениями. Среди пионеров в этом направлении танца были Лои Фуллер и Айседора Дункан.
В выступлениях Лои Фуллер в 1892 году зрители могли наблюдать яркое сочетание свободных телодвижений в такт музыке и эффектного костюма, также далекого от классического балетного. Айседора Дункан в своих выступлениях обращалась к теме природы и немногими жестами и движениями могла выразить огромное количество самых глубоких чувств и переживаний. Эта женщина открыла путь к абсолютно новому хореографическому искусству, далеко и смело отойдя от всего стандартного.
Э.Жак Далькроз разработал систему, называющуюся «ритмика». Суть этой системы полностью противоположна дунканизму. Она основана на аналитическом, а не эмоциональном воплощении музыки.
В последующем мастера модерна продолжали развивать и совершенствовать это направление, добавляя в него свое понимание. Так, например, начали воплощаться темы, ранее не считавшиеся балетными, такие как политика и антимилитаризм.
Знаменитая танцовщица Мэри Вигман в своих выступлениях отказалась от традиционного понятия красоты. Она с готовностью воплощала телом то, что ранее считалось уродливым. Ее движения были полны напряженности и динамизма. Было обычным раскрытие таких трагических тем как смерть, страх, отчаяние.
Последовательница же Вигман Грета Палукка, кроме мрачных тем обращалась еще и к веселым и юмористическим. Она внесла в технику высокие прыжки.
Это направленность продолжала развиваться и приобретала популярность.